Метаморфозы с шотландкой: как символ доблести и воинственности стал олицетворением аристократичности и уюта (Часть 2).
В начале и середине 18 века клетчатая ткань «хлынула» на прилавки старой доброй Англии. Она стала обретать популярность настолько, что английские промышленники обратили свое внимание на тартан и приступили к изготовлению клетчатого материала. Стремительному развитию этого направления способствовала произошедшая в те времена промышленная революция. И вот здесь, когда тартан подготовил почву для «переворота» и фактически завоевал очередную нацию, появляется его ярая поклонница королевских кровей. Ткань из удела символа какой-то нации вдруг приобретает монаршую роскошь и блеск. Королева Виктория вместе с принцем Альбертом участвовали в разработке и создании нового вида тартана – плательного и интерьерного одновременно. Когда долгожданный материал сняли со станков, монаршие особы тут же нашли ему применение и использовали в том числе для декора целого дворца в Балморале.
Представляете, какое признание красоты тартана! Целый дворец монаршей четы – в клетку! Этот шаг сразу был оценен и подхвачен английской аристократией. Правда нужно отметить, что этот случай оформления здания тартаном, пожалуй, так и остался в истории единичным.
Разработанный королевской четой тартан Balmoral (Royal), который использовался и в оформлении дворца, могла носить только сама королева и члены ее семьи (при наличии монаршего позволения). Еще одно исключение делалось для личного волынщика королевы.
Популярность шотландки настолько возросла, что уже никто не отказывал ей в элитарности и элегантности. Именно в 19 веке шотландка вошла и в мир детской одежды. Она нашла свое применение при изготовлении одежды для элитарных школ, постепенно став флагманом стиля преппи.
Тогда и сейчас, по мнению многих, тартан – самая британская ткань, удачно подчеркивающая традиционную холодность и сдержанность нации. Так тартан стал классикой стиля и завоевал деловую форму одежды, превратившись в фаворита костюма и верхней одежды.
Гениальная Коко Шанель была очарована тартаном.
Великая француженка, сделавшая мощнейший прорыв в мире моды и придумавшая лаконичное черное платье, в 20-х годах одноименного века волею судьбы оказалась на территории туманного Альбиона. Чудесная несгибаемая хрупкая женщина сломала многие стереотипы, но при этом британская сдержанность и чопорность нашли неожиданное отражение и в ее неповторимых образах. Именно она заметила и по достоинству оценила скромную и неброскую вариацию тартана – гленчек. Маленькие клетки, неизменная цветовая гамма – владычество благородного серого тона, в который «вплетены» темные и светлые полосы – все это основные черты гленчека. Коко Шанель полюбила его своей нервной и своенравной любовью, сделав практически неизменным материалом при пошиве шерстяных костюмов и жакетов.
Еще один узор она подсмотрела в мужских коллекциях. До нее вид тартана со смешным названием куриная лапка использовался исключительно при изготовлении мужской одежды. Надо отдать должное, что в разных странах наименование ткани немного видоизменяется - то вдруг становится гусиной, то петушиной лапкой. Особенностью этого узора является необычное расположение углов клеток, которые словно выпрыгивают за пределы геометрической фигуры, в результате получается узор из мелких квадратиков с удлиненными углами по диагонали. И вот появились изысканные женственные жакеты от Коко Шанель, изготовленные из этого вида тартана.
Но триумфальное шествие не длится долго. Стремительно взлетев, и продержавшись на пике больше столетия, шотландка к середине 20 века стала сдавать свои позиции.
И ее забвение длилось до следующего витка популярности, который наступил с исторической точки зрения невероятно быстро!
Шотландка, покорив аристократию, неожиданно завоевала сердца неформалов.
Любое революционное начинание строится на резком очернении и отрицании предшествующих идеалов и на возвеличивании новых идей. Но, чтобы построить что-то новое, всегда приходится использовать старый «строительный» материал. Революции в социуме и индустрии моды не являются исключением.
20 век стал символом протестов самых разных толков: протестом против тоталитаризма, против дискриминации по каким-либо признакам, против традиционных устоев. Мир захватили акции женщин против концентрации власти исключительно в мужских руках, в ответ сильный пол стал высмеивать и бороться с радикальным женским феминизмом, а юное поколение, в свою очередь, бросилось отвергать идеалы родителей.
Лидерами многих протестных движений являлись молодые люди, которые просто не хотели подчиняться стандартам предыдущих поколений и жаждали вдохнуть в старый мир свежий воздух. И вот в такое время вдруг вновь в моде появляется тартан.
В очередной раз совершенно перевернули взгляд на шотландку, как не удивительно это звучит, панки. Они неожиданно вспомнили, что когда-то тартан был символом воинского духа и доблести и придали ему новое очередное символическое значение – теперь шотландка стала олицетворять бунтарство. Так одна из самых чопорных и пуританских на определенном витке своего существования тканей вдруг вновь обрела воинственность и мощь духа!
И клетка вновь вернулась в массы – ее старое новое «звучание» так понравилось, что тартан с середины 20 века вновь поднялся на пьедестал популярности.
Его использовали уже повсюду. И вновь возвратили в элитарный мир моды.
И опять вспомнили, что тартан делает школьную форму лаконичной и эффектной одновременно. И вновь произошел процесс в индустрии моды, который сродни психическому дежавю, когда, завоевав мир школьной формы, тартан вновь стал популярен в возрожденном стиле преппи. Все вернулось на круги своя. Как ни странно, но флагманом этого возвращения стала Япония с ее приверженностью к традициям и юным неформальным бунтарством. Маленькие юбочки в оборку или складку из шотландки, так напоминающие школьную форму, оказались очень привлекательными для молодых людей.
Клетка – яркая и одиозная, смелая и спокойная – все это разнообразие служит созданию неповторимого мира детской моды.
«Мы выступаем за клетку! Это ткань, проверенная поколениями – она испытала свои взлеты и падения, она имела много «лиц» (от воинственного образа, до аристократичной чопорности и флагмана независимости и дерзости), - улыбаются специалисты Ивановской фабрики детского трикотажа «Ивашка». – Тартан успешно прошел проверку времени и сейчас является классической тканью, говорящей, что есть вечные ценности. Шотландка прекрасно смотрится и в костюме для мальчика, и в наряде для девочки. В каждом отдельном изделии раскрывается определенное свойство ткани. Хотите, чтобы ваш ребенок выглядел всегда модно и современно – вспомните об изделиях из шотландки!»